Учителя проходят аттестацию по Порядку аттестации педагогов (приказ Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). Всего видов аттестации два: на сответствие занимаемой должности и на квалификационные категории.
Аттестация на соответствие занимаемой должности
Аттестация на соответствие занимаемой должности (СЗД) обязательна для всех педагогов, у которых нет квалификационной категории. Такую процедуру проводят каждые пять лет в образовательной организации, где работает аттестующийся педагог. Также аттестация на СЗД обязательна для всех педагогов, которые проработали в школе минимум два года (п. 5 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
В аттестационную комиссию школы должно входить минимум пять работников. Среди них надо определить председателя комиссии, его заместителя и секретаря. Также обязательно надо включить представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, если она есть. Если профсоюза нет – другого представительного органа работников.
В Порядке уточнили, что в представлении на аттестацию работника не надо писать оценку его профессиональных и деловых качеств. Достаточно указать только результаты его профессиональной деятельности. Документы, чтобы организовать и провести аттестацию на СЗД.
Аттестация на квалификационные категории
Аттестацию на квалификационную категорию педагоги проходят по желанию. Всего категорий четыре: первая и высшая категории, педагог-методист и педагог-наставник. Последний две квалификационные категории появились в 2023 году, когда ввели новый Порядок аттестации.
Для каждой аттестационной категории есть условия, которые учитель должен соблюдать. Например, для аттестации на первую категорию требований нет. Педагог может аттестоваться в первый год работы в школе, если сможет документально подтвердить достижения профессиональной деятельности
Чтобы аттестоваться на высшую категорию, нужно выполнить одно условие. У педагога должна быть первая категория по этой же должности (п. 30 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). При этом, Порядок аттестации не устанавливает срока между полученияем первой категории и аттестацией на высшую квалификационную категорию. Педагог может подать заявление на аттестацию на высшую категорию сразу после установления первой.
Еще педагоги могут пройти аттестацию на квалификационные категории – «педагог-методист» или «педагог-наставник». Такую аттестацию проводят по желанию работника. На эти категории могут претендовать только те, кто имеет высшую квалификационную категорию.
Аттестацию на «педагога-наставника» и «педагога-методиста» проводят те же комиссии, что и на присвоение остальных квалификационных категорий. Основание – заявление работника. В нем надо указать:
- сведения об уровне образования и квалификации;
- результаты деятельности, связанной с методической работой или наставничеством;
- имеющуюся высшую квалификационную категорию;
- категорию, по которой работник желает пройти аттестацию.
К заявлению надо приложить ходатайство работодателя с характеристикой деятельности педагога, которая направлена на совершенствование методической работы или наставничества в школе. Также педагог вправе направить в комиссию дополнительные сведения не позже чем за пять дней до заседания.
Категорию присваивают по утвержденным показателям деятельности работника, которая не входит в должностные обязанности по его должности. Иными словами, получить категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник» могут только те педагоги, которые решают задачи сверх должностных.
Показатели деятельности на категории «педагог-методист» и «педагог-наставник»
Показатели для педагога-методиста |
Показатели для педагога-наставника |
Руководство методическим объединением педагогов образовательной организации и активное участие в методической работе |
Руководство практической подготовкой студентов, обучающихся по образовательным программам СПО и/или ВО |
Руководство разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе методического сопровождения реализации инновационных образовательных программ и проектов в образовательной организации |
Наставничество в отношении педагогов, активное сопровождение их профессионального развития в образовательной организации |
Методическая поддержка педагогов образовательной организации при подготовке к участию в профессиональных конкурсах |
Содействие в подготовке педагогов, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального педагогического мастерства |
Участие в методической поддержке или сопровождении педагогов, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных дефицитов |
Распространение авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности в образовательной организации |
Передача опыта по применению в образовательной организации авторских учебных и/или учебно-методических разработок |
|
Если аттестационная комиссия откажет в присвоении категории «педагог-методист» или «педагог-наставник», педагог может попробовать пройти аттестацию заново. Сделать это можно не раньше чем через год после неудачной аттестации.