МБОУ СОШ № 5
город Дивногорск, Красноярский край
  • Профессиональные стандарты

    Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

    Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

    Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    Структура профстандарта для педагогов

    За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

    Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

    Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

    Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

    Профстандарты будут применяться в качестве:

    1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

    2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

    3. Инструмента роста качества российского образования.

    4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

    5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

    Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

    В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблемах.

    В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

    1. Общепользовательская.

    2. Общепедагогическая.

    3. Предметно-педагогическая.

    Новые компетенции педагога:

    · Работа с одаренными учащимися.

    · Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

    · Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

    · Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

    · Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

    Цель применения

    · Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

    · Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

    · Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

    · Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

    Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

    1. Общие сведения.

    2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

    3. Характеристика обобщенных трудовых функций.

    4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

    Содержание профстандарта педагога отражает:

    · обучение;

    · воспитательную работу;

    · развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);

    · профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;

    · профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;

    · профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;

    · профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;

    · профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

    Процедура внедрения профстандартов законодательно никак не регламентирована. Поэтому у работодателя есть право самостоятельно определять, как реализовывать этот проект. В любом случае нужно готовиться к трудоемкому процессу, который требует изучения большого количества документов, проверки работников и других действий.

    Ранее мы писали, кому и зачем нужны профстандарты, а также объясняли, какие нормативные документы нужно изучить в связи с этой темой и когда профстандарты обязательны для применения.

    Минтруд выпустил «Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации», в которых в п. 12 описывается алгоритм внедрения профстандартов.

    Проведение собрания

    Если организация приняла решение применить систему профессиональных стандартов, первое, что нужно сделать, приказом назначить ответственного сотрудника или провести собрание, на котором обсудить порядок применения профстандартов. К собранию нужно подключить по возможности всех руководителей структурных подразделений.

    Создание рабочей группы

    По итогам собрания формируется рабочая группа по внедрению профстандартов. Ее создание рекомендуется утвердить локальными актами организации: создание рабочей группы, состав рабочий группы; положение о рабочей группе.

    В Приказе о создании рабочей группы по внедрению профстандартов следует:

    • показать состав группы: ФИО и должность председателя рабочей группы, членов рабочей группы;
    • утвердить Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов (это может быть приложение к приказу);
    • указать срок, к которому нужно выполнить определенную работу: например, разработать план мероприятий по организации применения профстандартов или составить план-график мероприятий по внедрению профстандартов.

    В рабочую группу можно включить всех руководителей структурных подразделений, специалиста службы по охране труда, юриста, специалиста по кадрам и т.д. Должен быть назначен председатель рабочей группы. Если в организации есть профсоюз, то обязательно нужно включить председателя профсоюза.

    В плане-графике мероприятий указываются контрольные точки внедрения профстандартов и фиксируются сроки этапов.

    Если есть профсоюз, то при составлении плана-графика мероприятий по внедрению профессиональных стандартов учитывается мнение представительного органа работников (ст. 372 ТК РФ).

    Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов определяет основные задачи деятельности рабочей группы, ее состав, а также порядок работы.

    В числе задач обычно прописывают выявление профессий и должностей, по которым обязательно применение профстандартов; подготовку предложений о внесении изменений в локальные нормативные правовые акты; предварительную оценку соответствия уровня образования работников требованиям профстандартов; участие в подготовке рекомендаций по формированию плана повышения квалификации работников, а также по внесению изменений в штатное расписание.

    Деятельность рабочей группы

    В основном весь процесс внедрения профстандартов заключается в деятельности рабочей группы, которая должна исследовать много информации и проверить большой массив документов.

    Если говорить общими словами, рабочая группа анализирует профессии, специальности, должности, к которым в первую очередь следует применять требования профстандартов. По результатам этого исследования она составляет план-график применения новой системы к разным категориям сотрудников.

    На первом этапе проверяется соответствие уровня квалификации специалистов предприятия требованиям стандартов, планируется обучение. Необходимо также соотнести, насколько совпадают названия должностей, существующих в организации, и утвержденных реестром профстандартов, и при необходимости переименовать.

    Следующий шаг — определить, надо ли внести изменения в должностные инструкции и трудовые договоры. Для каждого из этапов следует определить период выполнения. Это и будет план-график внедрения профстандартов в организации.

    Анализ профстандартов

    Рабочей группе предстоит проанализировать все профстандарты на сайте Минтруда и составить список профстандартов, которые частично или полностью относятся к видам деятельности, по которым есть работники в организации.

    Далее следует сверить цели вида деятельности в профстандартах и должностей. Это поможет определить перечень профстандартов, которые необходимо применять в организации. Минтруд рекомендует утверждать перечень профстандартов локальным актом организации или протоколом рабочей группы.

    Соответствие наименования должностей

    На этом этапе нужно соотнести наименования профессии в штатном расписании с возможным наименованием должности в профстандарте. При наличии расхождений или их отсутствии зафиксировать результаты сравнения наименования должности.

    Следует принять решение о необходимости переименования должностей в соответствии со ст. 57 ТК РФ. В этой статье говорится, что если действие профстандарта распространяется на определенную должность, то эта должность должна называться в соответствии с требованиями профстандарта.

    Если принимается решение о переименовании должностей, то либо вводятся новые позиции и оформляется перевод работника (при его согласии), либо вводятся новые позиции в соответствии с профстандартами и тогда существующие позиции сокращаются, а работникам оформляется перевод (при его согласии).

    Соответствие уровня образования

    Важно установить, соответствует ли уровень образования работников и их опыт практической работы требованиям, определенным в профстандартах, с учетом выполняемых трудовых обязанностей.

    Нужно документально зафиксировать результаты — есть опыт и образование или нет. Если выявляется несоответствие образования работника требованиям профстандартам, следует сформировать план обучения.

    Соответствие знаний и умений

    Рабочая группа должна проверить, соответствуют ли работники требованиям профстандартов по знаниям и умениям, а также проанализировать действующие в организации процедуры оценки и аттестации (на указание и наличие знаний и умений, указанных в профстандартах, для конкретной трудовой функции).

    Рабочей группе также нужно провести оценку работников на соответствие указанным требованиям, а далее с помощью протокола документально оформить процедуру оценки.

    Работа с документами

    Нужно проанализировать локальные акты организации, чтобы сформировать перечень документов для актуализации или разработки в связи с внедрением профстандартов. Изменения в акты лучше вносить в порядке, установленном трудовым законодательством. Введение их в действие либо внесение в них изменений осуществляется на основании приказа.

    Найдено: 7

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике